Концепция обеспечения конкурентоспособности Финансово-технологической академии (ФТА) в области подготовки инженеров-механиков по специальности 160400 «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» (МБ 1)

При полном или частичном копировании материалов, активная гиперссылка на www.energodub.ru обязательна.
По всем вопросам обращайтесь по адресу promteploenergetika@rambler.ru

Опубликовано admin - пн, 12/30/2013 - 19:12

Главными конкурентами, как в области качества подготовки специалистов, так и в области привлечения абитуриентов являются МГТУ, МАИ, МАТИ. Эти уважаемые ВУЗы обеспечили ведущие позиции СССР в ракетно-космической технике, т.к. до середины прошлого века придерживались Русской школы подготовки инженеров. В 1876 году в Филадельфии, в 1900 году в Париже и др. Россией были получены большие золотые медали на Всемирных выставках за систему инженерного образования (Русская школа инженеров), предусматривающую получение каждым студентом 3-х рабочих профессий, что в СССР было ликвидировано в 50-е годы, сначала в МАИ, а затем в МВТУ. Второй причиной высокого качества выпускников этих ВУЗов было то, что среди абитуриентов было достаточно технически одаренных людей, и хотя многие из них в рамках Правил приема в ВУЗы оставались без высшего образования (Циолковский, Микулин, Калашников, Бабакин и т.д.), но за счет их количества, воспитанного ещё до ВОВ через систему детско-юношеского технического творчества, удавалось иметь примерно 10% талантливых инженеров. Аэроклубы, авиамодельные кружки в период индустриализации были при каждом заводе. Была сеть станций юных техников основанная Н.К.Крупской и она же обеспечила политехнизацию школ. Например, С.П.Королев плохо осваивавший математику был зачислен в КПИ по звонку Киевского горкома КПСС, в связи с тем, что обучаясь в строительном ПТУ построил летающий планер. В названых ВУЗах были мощнейшие студенческие конструкторские бюро, так согласно книге «Летательные аппараты МАИ» в МАИ было построено 159 летательных аппаратов и это далеко не все, что делалось в СКБ МАИ. Именно это обеспечивало высокое качество подготовки упомянутых 10% инженеров. Все они прошли через школу СКБ, а С.П.Королев совмещал учебу на дневном отделении МВТУ с работой на авиазаводе. Поэтому конкурировать с перечисленными ВУЗами образца середины прошлого века было бы немыслимо. Однако, в середине 20 века была разрушена Русская школа инженеров. Начиная с 80-х годов началось разрушение системы детского технического творчества, в первую очередь в московском регионе. Ещё раньше строители сверхлёгких летательных аппаратов были объявлены вне закона, в связи с введением в действие системы противовоздушной обороны. Окончательно учреждения дополнительного образования технического направления были добиты в 90‑е годы. Так например, из 5 таких учреждений в г.Королеве остался один Дом юного техника. Посмотрев на его сайт можно видеть несколько кружков технического творчества, остальное: катманду, спорт, вязание и т.п. При этом, как и по всей стране, кружки обеспечиваются только зарплатой руководителей и только их энтузиазм и поддержка спонсоров кое-как обеспечивают кружки материалами, комплектующими изделиями, инструментами. Никаких перспектив развития детского технического творчества в нашей стране пока нет: не одна партия, ни один кандидат в Президенты в своих программах этого не написал. В указе Президента Медведева Д.А. от 3.04.2012 единственный раз было сказано о развитии центров технического творчества, но после спорта и школ искусств, а предоставление жилья и других льгот, только для педагогов в области спорта и искусства. В результате 20-летний студент-отличник МАИ Алексеевич М.Ю., воспитанник авиамодельного кружка в г.Тихорецке создает партию научно-технического творчества. В программе этой партии детское и молодежное техническое творчество занимает центральное место. Через 15 лет, достигнув 35-летнего возраста, он, может быть, будет выдвигать свою кандидатуру в Президенты России. СКБ в упомянутых ВУЗах влачат жалкое существование. Студенты не могут реализовывать собственные проекты. В лучшем случае они помогают профессуре в её научной работе. Такой подход во многом обусловлен сдачей помещений ВУЗов в аренду в 90-е годы прошлого века, что привело к ликвидации большинства СКБ. Так например, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не аккредитовал научно-технические конференции упомянутых ВУЗов, как головных по программе У.М.Н.И.К. в 2012г., а мероприятия МГТУ не были аккредитованы, даже как мероприятия предварительного отбора, т.к. МГТУ не оказывал содействия отобранным в 2011г. в программу У.М.Н.И.К. своим студентам.

Таким образом, у перечисленных уважаемых ВУЗов нет ни каких шансов, готовить талантливых инженеров. Кроме того, ЕГЭ гарантирует оставление за бортом высшего образования большинства будущих королевых, циолковских, бабакиных. И это уже видно: в результате работы молодых специалистов или выпускников, каждый второй запуск космических аппаратов оканчивается аварией. Ситуация будет ухудшаться и далее, в связи с внедрением ФГОС-3, предусматривающими формирование 50% ООП самими ВУЗами. Это приведет к тому, что эти программы будут писаться чаще всего исходя из знаний имеющихся у преподавателей, а не из потребностей промышленности. Так было на рубеже веков на каф.203 МАИ, где конструкторская подготовка была заменена колебаниями. Немногие старые профессора, например И.Е. Ульянов (светлая ему память) пытались этому противостоять ценой собственного здоровья и жизни. Кроме того профессиональная компетенция толком не прописана, а технического содержания в обязательной части ООП теперь нет. Ориентация на самостоятельную работу студентов в условиях зачисления в студенты лиц не знающих чего они хотят от ВУЗа даст вполне предсказуемый результат. Материалы к съезду АКУР показывают, что предполагаемого ФГОС-3 участия работодателей в учебном процессе практически нет. Действительно: «Указания на участие работодателей в разработке и реализации ООП присутствуют примерно в 5-7% проанализированных ООП, при этом отсутствуют указания на конкретных работодателей, принимающих участие в реализации ООП; в подавляющем большинстве случаев формы участия работодателей в учебном процессе не предусмотрены. На основе мониторинга сайтов ВУЗов можно утверждать, не более, чем на 25% из них есть Положение о сотрудничестве ВУЗа с работодателями». Таким образом даже для 5-7% ООП участие работодателей только на словах.

Проф. И.Е. Ульянову, энтузиасту по работе с работодателями пришлось проявить фантастическую энергию для участия авиапредприятий в разработке программы «Силовые установки летательных аппаратов». Не думаю, что действующие преподаватели упомянутых ВУЗов на это способны. Это люди уже не заставшие Русскую школу подготовки инженеров. Они не одного дня не работали в промышленности. Окончили ВУЗ, защитили кандидатскую и даже докторскую диссертацию. Что касается самой космической промышленности, то её руководителей, по крайней мере в г.Королеве, совершено не интересует вопрос подготовки квалифицированных кадров, потому что они сами ими не являются (это менеджеры, а не инженеры). Они могут только говорить, что им это интересно, но ни каких практических действий предпринимать не готовы, а те из них кто является высококвалифицированными инженерами уже в пенсионом возрасте и докричатся до них по вопросу подготовки кадров невозможно. Так что надеяться на участие работодателей в реальном формировании ООП не приходится. По этой причине и т.к. система СКБ разрушена даже те потенциально талантливые инженеры, которые поступят в упомянутые ВУЗы не смогут там вырасти в талантливых инженеров.

Идеология общества потребления привела к разрушению инженерного образования не только в России, но и в других странах, примером является история сворачивания программы Шатл в США. Поэтому в силу возможных конкурентных преимуществ ФТА, о которых ниже, выпускники ФТА будут востребованы не только Российской космонавтикой, но и мировой.

Для реализации этих преимуществ целесообразно начать с набора и подготовки одной учебной группы. Это не решит проблему инженерных кадров ракетно-космических предприятий г.Королева (потребность этих предприятий в инженерных кадрах 1000 человек). Поэтому надо заполнять нишу подготовку именно высокоталантливых инженеров. Это приведет к созданию конкурентной среды в области ракетно-космического образования. В результате упомянутые ВУЗы будут вынуждены заниматься профессиональным воспитанием детей и своих студентов через кружки технического творчества и СКБ, а также привлекать работодателей к разработке ООП.

Рассмотрим конкурентные преимущества ФТА, которые возникнут в результате присоединения к ФТА двух колледжей.

  1. Зачисление в ФТА выпускников КККМТ уже получивших в КККМТ рабочую профессию и обучение всех студентов ФТА специальности МБ 1 хотя бы одной рабочей профессии через мастерские КККМТ, частично реанимирует Русскую школу подготовки инженеров. Использование опыта КККМТ по совмещению учёбы с работой на ракетно-космических предприятиях даст полное восстановление Русской школы подготовки инженеров. Опыт привлечения работодателей к разработке ООП ССУЗов в КККМТ также имеется.
  2. Сохранение хотя бы существующего в КККМТ уровня работы СКБ, где теперь будут работать как студенты КККМТ, так и студенты ФТА, дает условия работы СКБ на голову более высокие, чем в перечисленных ВУЗах. Показателем этого является то, что в КККМТ молодой преподаватель Шкарупа С.О. и студент Солодовников В.А. являются участниками программы У.М.Н.И.К. Это половина всех участников этой программы в космограде Королев.
    Только работа в СКБ обеспечит реальное, а не на словах получение студентами ФТА компетенции, на которое ориентирован ФГОС-3 и через фонд содействия развитию малых предприятий в научно- технической сфере воспитание из них руководителей таких предприятий.
  3. Прием в ФТА через КККМТ снимает вопрос ЕГЭ и может обеспечить поступление на специальность МБ 1 будущих циолковских и королевых плохо обученных в школах математике и русскому языку.
  4. Использование общежития Колледжа дизайна и одежды, присоединяемого в ФТА, для заселения иногородних студентов МБ 1 обеспечит прием через Заочную систему профессионального воспитания (ЗСПВ) студентов, воспитанных в осколках системы технического творчества детей и молодежи сохранившихся в некоторых городах России и полностью сохранившихся в Белоруссии. Таких абитуриентов на территории России менее 0,1% от выпускников учебных заведений среднего образования и, примерно, 1% в Белоруссии (подробнее о ЗСПВ в прилагаемом пресс-релизе КТТМ).
  5. Наличие общежития и условий для работы СКБ позволяет привлечь часть выпускников МАИ и других ВУЗов, зарегистрированных Комиссией МАИ по техническому творчеству (КТТМ) на преподавательскую работу ФТА. При этом наличие станочного оборудования и других условий для существования СКБ обеспечит этим выпускникам условия успешной защиты диссертации кандидата технических наук с экспериментальной частью к чему такие выпускники стремятся. Например выпускник МАИ с красным дипломом Шкарупа С.О. является соискателем ученой степени кандидата технических наук в МЭИ. Он из уже упомянутого г.Тихорецка. Авиамодельный кружок этого города ежегодно поставляет в МАИ абитуриентов имеющих успехи в техническом творчестве больше чем весь московский регион (в Тихорецке 60 000 жителей). Если ФТА сумеет создать упомянутые конкурентные преимущества, то такие абитуриенты из этого и других городов, обучающиеся в ВУЗе как правило на отлично переориентируются с МАИ на ФТА, подобно тому, как тихорецкие и другие авиамоделисты Юга России после 90-ого года переориентировались с ХАИ на МАИ.
  6. Ориентация специальности 160400 в ФТА на двигателестроение вероятно позволит привлечь к разработке ООП КБ “Химмаш” , которое больше других предприятий г.Королева пытается что-то делать в области подготовки кадров. С другой стороны такая ориентация позволит готовить кадры в области малой и нетрадиционной тепловой энергетики в силу одинаковости технических решений и, тем более, процессов в жидкостно - ракетных двигателях (ЖРД) и передовом котельно – топочном оборудовании. Например, цилиндрические парогенераторы Якимовича (ОИВТ РАН) аналогичны по конструкции и процессам камерам сгорания ЖРД, а современные котлы вибрационного горения являются продуктом конверсии двигателя фашистского самолета – снаряда ФАУ -1.

Это сделает возможным появление нового класса работодателей, вырастающего из малых форм предприятий в научно – технической сфере, поддерживаемых соответствующим фондом по программе У.М.Н.И.К. и “Старт”. Конкретно это молодёжные инновационные компании ООО «Новая энергия» и ООО «Энергокрафт». С учетом создания в г.Королеве технопарка новые компании могут быть зарегистрированы там или в ФТА согласно закону №214. Они возникнут при организации участниками программы У.М.Н.И.К., работающих в ООО «Новая энергия» своих компаний, в связи с переходом на программу «Старт» по успешному окончанию двухлетней работы по программе У.М.Н.И.К. Среди таких ребят могут быть студенты и преподаватели КККМТ и ФТА. Например соискатель ученой степени ктн в МЭИ Шкарупа С.О. (24 года) преподаватель спецдисциплин КККМТ имеет диплом с отличием аэрокосмического факультета МАИ с отличием при сохранении СКБ он успешно закончит работу 2-ого года по программе У.М.Н.И.К. в 2012г. и, вероятно, сможет отобраться в программу молодежный «Старт» осенью 2012г. или 2013г., как это сделал его коллега по ООО «Новая энергия» Лаврухин М.К. (25 лет) осенью 2011г.

Мероприятия, которые приведут к возникновению конкурентных преимуществ в ФТА*.

  1. Сохранение за СКБ закрепленных за ним помещений, функций и руководителей, согласно приказу по КККМТ №109 от 19.03.2012.
  2. Сохранение обеспечения междугородним телефоном, персональным компьютером с доступом в интернет, что обеспечит функционирование штаба Заочной системы профессионального воспитания (ЗСПВ), о которой ниже, на территории КККМТ и исключит поездки в МАИ сотрудников штаба, работающих на общественных началах (там есть такие условия).
  3. Продолжение сотрудничества с Клубом студентов и молодежи «Первые», согласно договору о партнерской деятельности №01/01Д-2012 от 18.01.2012. и приложению №1 к нему.

________________

*Примечание:

Выполнение только пунктов 1-4 уже гарантирует конкурентные преимущества ФТА перед вновь открытым филиалом МГТУ в г. Королеве, сделавшим первый набор в 2012 г.

4. Выделение изолированного отсека общежития с отдельным входом, оборудованным дверью с механическим или электронным замком и глазком или видеокамерой. Этот отсек должен иметь туалет и душ и быть рассчитанным на 30 мужских мест по состоянию на лето 2013г. или раньше для проживания 25 студентов и 5 преподавателей, отобранных через ЗСПВ комиссией МАИ по техническому творчеству молодежи (КТТМ). Подробнее о ЗСПВ в прилагаемом Пресс-релизе КТТМ. Далее потребуется ежегодное увеличение на 30 мест до выпуска первой группы по специальности 160400. Это необходимо для обеспечения гарантий безопасности, что очень важно для родителей, и будет являться конкурентным преимуществом перед другими ВУЗами, т.к. эти 30 мест будут заселены единомышленниками. После первого года набора может оказаться целесообразным (если удастся в первый год собрать в общежитии абсолютно надежный коллектив) увеличить на второй год количество мест в этом отсеке общежития не на 30 мест, а на 35-55, для того что бы принять на места в общежитии выпускников 9-х классов являющихся победителями Всероссийской заочной научно-технической олимпиады (ВЗНТО). Подробнее о ВЗНТО в прилагаемом пресс-релизе КТТМ. Они будут обучаться по программе среднего специального образования.

5. Финансирование ежегодно в размере 500-7000 тыс. руб в ценах 2012г. ЗСПВ включая ВЗНТО через возможности ФТА или(и) через кандидатов спонсоры с которыми ведутся переговоры клубом «Первые». Начало финансирования необходимо с лета года предыдущего году первого зачисления, в связи с большой инерционностью процесса проведения ВЗНТО. Это позволит иметь ФТА молодых преподавателей, занимающихся реальной научной работой, в том числе, по программам У.М.Н.И.К. и «Старт», т.к. при наличии финансирования ЗСПВ КТТМ сможет написать около 8000 писем своим воспитанникам, состоящим на учете КТТМ (КТТМ организована в 1979г.) с приглашением в преподаватели ФТА-КККМТ. Они спросят о ВЗНТО для технических творцов из тех кружков, где они раньше занимались. Нельзя ответить, что ВЗНТО не проводится, т.к. она проводится для тех кружковцев чьи руководители помнят о КТТМ. Нельзя ответить, что проводится т.к. ограниченные финансовые возможности научной группы «Промтеплоэнергетика» не позволят справиться с потоком ребячьих работ по ВЗНТО.

Наличие таких студентов и преподавателей в ФТА наверняка привлечет к преподаванию в ФТА наиболее креативных д.т.н., заинтересованных в толковых аспирантах. Например, проведенные 31.07.2012 пробные переговоры с проф. МАИ д.т.н. Бурдаковым В.П., автором концепции космической системы Энергия-Буран, оформляющего документы на НИР по Сколкову в связи с успешным проходом предварительного отбора вместе со своим аспирантом Хромченко П.А. (воспитанник КТТМ, диплом с отличием техникума), показали его заинтересованность в преподавании в ФТА.

Финансирование ЗСПВ обеспечит привлечение в ФТА иногородних студентов победителей ВЗНТО и преподавателей таких, что будет реально решены задачи ФГОС-3 о приобретении студентом компетенций, т.к. студенты будут одинаково (число очков ВЗНТО 200 и выше, при том что победителями ВЗНТО считаются набравшие свыше 170 очков) увлечены техникой и в первую очередь малой и не традиционной тепловой энергетикой включая космическую (пример: участник программы У.М.Н.И.К. 18-летний студент КККМТ Солодовников М.А. разрабатывает альтернативную систему электроснабжения космического разгонного блока (РБ) на базе поршневых технологий и использования вторичных ресурсов имеющихся на борту РБ). Это, в отличие от других ВУЗов, позволяет, сохранив групповое обучение, реализовывать задачи обучения по индивидуальному плану каждого студента (асинхронное обучение в терминах ФГОС-3) и, в конечном счете, обеспечит трудоустройство по окончании ФТА, в том числе и в малые инновационные предприятия, особенно в том случае если аэрокосмические предприятия г.Королева не захотят трудоустроить нуждающихся в общежитии выпускников ФТА не зависимо от их высокой квалификации.

Председатель комиссии МАИ по техн.творчеству молодёжи (КТТМ), научный руководитель СКБ Королёвского колледжа космического машиностроения и технологии (КККМТ), зам. дир. КККМТ по научной работе на общ. началах, сопредседатель Орг. Комитета ВЗНТО, Председатель Экспертного совета по отбору проектов клуба студентов и молодежи «Первые» (Охотный ряд, д.1., ГД РФ), снс каф.203 МАИ, рук. науч. группы «Промтеплоэнергетика»

В.С. Дубинин